Осложнение политической обстановки.
В дополнение к вышесказанному, ситуацию осложнило и то, что разработчики приморского положения о выборах губернатора не только не сумели заручиться поддержкой местных отделений политических партий, но и в определенной степени противопоставили себя им. Против выборов выступили как правые, так и левые партии. К примеру, пленум краевой организации компартии РФ призвал избирателей вычеркивать всех кандидатов в губернаторы, хотя коммунисты, как известно, отнюдь не сторонники Е. Гайдара.
Особенно возмутила позиция краевой избирательной комиссии, отказавшейся зарегистрировать в качестве кандидатов в губернаторы В. Гилъгенберга и И. Устинова. Отказ включить их в списки прежде всего "подставил" губернатора: у многих создалось впечатление, что он не уверен в своей победе и боится конкуренции этих лиц.
Все это вызвало растущий протест в политически активных кругах Приморского края. Региональные отделения фактически всех политических партий, действующих в Приморье, совместно подготовили:
1. Заявление о незаконности выборов и отказе от участия в них.
2. Обращение в Верховный суд с просьбой отменить незаконные выборы и обеспечить выполнение Закона РФ "О выборах главы администрации".
3.
Обращение к Президенту и Председателю Правительства РФ о проведении
комплексной проверки деятельности администрации Приморского
края.
Указ Президента об отмене выборов губернатора.
Президент подписал Указ
об отмене выборов губернатора 3 октября 1994 года в срочном порядке,
сразу же после возвращения из США. Скорее всего Указ
был ответом Президента на обращение к нему известных политиков: Б.
Гайдара, С. Шахрая, Г. Явлинского и Б. Федорова, возглавляющих четыре
парламентских фракции. Важность поддержки этими фракциями политики
Президента Б.Н. Ельцин не мог сбрасывать со счета. Эти видные
политики как раз и просили не допускать выборов губернатора в Приморье
из-за сложившейся там обстановки: нарушения гражданских прав и
свобод, установление авторитарно-криминального режима, подавление
свободы слова и печати и т.д. Теперь возникает вопрос: не упадет ли
вес Приморского края из-за того, что там не избрали губернатора? Можно
с абсолютной уверенностью утверждать, что нет. Статус края не зависит
от того, возглавляет ли его тот, кто избран, либо тот, кого назначили.
Важен не сам по себе факт избрания, а характер взаимоотношений
губернатора с Центром, соседними регионами, важна обстановка,
способствующая нормальной работе и жизни жителей края. Указ
Президента пресек «черные» цели руководящей элиты краевой
администрации Приморья: - глава администрации края Е. Наздратенко:
"Как только изберут, снимаю с себя все обязательства перед
Москвой"; - его заместитель И. Лебединец: "Выборы дадут
возможность разговаривать с Москвой на "ты", легитимность,
независимость от краевой Думы и Президента"; - представитель
Президента РФ в Приморском крае В. Игнатенко: "Глава краевой
исполнительной власти, получивший мандат доверия от жителей края,
сможет принимать решения без оглядки на Москву, без опасения вызвать
недовольство федеральных властей". - Витает дух сепаратизма!
Выборы в Думу края.
Пророческими оказались слова сопредседателя
Приморского Либерального Союза А. Зубкова: "Думы не будет, будет
увеличенная ... администрация". Ломаем "копья" при рассмотрении
вопроса о разделении властей, ведем речи о балансе властей... Ну а к чему
в наших условиях приводит идеальный вариант разделения властей, мы
знаем: к танкам, которым одна власть отдает приказ расстреливать другую.
Нам показалось мало - мы хотим идеально разделить власти и по
вертикали, центральную и региональную. В результате - Чечня!
Конечно, если говорить об идеальном
механизме разделения властей в обществе со сложившимися рыночными
отношениями, демократическими традициями в обществе цивилизованном
- то да, жесткое разграничение полномочий необходимо, и представители
исполнительных органов не могут входить в органы законодательной
власти. Но оглянитесь вокруг - мы-то с вами далеки от подобного
идеала и не можем позволить себе быть розовыми мечтателями. Ведь
только наивные люди могут всерьез полагать, что из десятилетий
тоталитарного общества мы в одночасье пойдем в демократию - так не
бывает. Нравится или нет, не миновать промежуточного этапа -
авторитарного. Такой урок истории преподал нам Приморский
край.
Нарушения Положения о выборах.
Намеченные на 23 октября
1994 года выборы в Думу края были организованы с большими
нарушениями. "Нарезка" избирательных округов носила искусственный
характер и была проведена с большими нарушениями Положения о
выборах. Отклонения по численности достигали 20, а в некоторых случаях
- 100 процентов, вместо предельных 10 процентов, установленных
законом. Из 149 зарегистрированных кандидатов более половины -
представители краевой администрации, главы администраций городов и
районов или их заместители, директора предприятий. При этом
блокировались или оказывались под давлением независимые кандидаты, а
с марта уже действовал запрет на выдвижение новых
кандидатур. Любой кандидат, выступающий с критикой администрации
Е. Наздратенко, не допускался к средствам массовой информации.
Результаты выборов
23 октября 1994 года вызвали большую озабоченность у представителей
партий, принимавших в них участие. Имелись многочисленные факты,
которые говорили прежде всего о вероятной фальсификации результатов
выборов. Самый поверхностный анализ результатов, опубликованных
официально краевой избирательной комиссией в газете "Утро России" -
сравнение числа избирателей с числом выданных и погашенных
бюллетеней - вызвал массу вопросов. Разница в этих числах - более 200
тысяч. Столько бюллетеней - документов строгой отчетности, которых
должно быть даже чуть больше, чем число избирателей - не хватало, так
как они нигде не были зафиксированы! Так, по округу 14 "пропало"
10362 бюллетеня, по округу 8 - 16718 бюллетеней и так далее по всем
округам без исключения количество бюллетеней не соответствовало числу
избирателей. За этим беспорядком в отчетности может скрываться все,
что угодно, в том числе тайное уничтожение заполненных бюллетеней и
подмена их заполненными заново, "как надо", тем более, что среди округов
много закрытых, то есть таких, куда не ступала нога контролера - в
воинских частях, на судах торгового и рыболовного флота. Не
исключено, что на самом деле избирателей было меньше, чем официально
объявленных, но насколько? Для выборов губернатора 7 октября
официальное число избирателей было 1549724 (из справки, подписанной
председателем краевой избирательной комиссии С. Князевым), а согласно
опубликованным результатам выборов в Думу, избирателей на 126 тысяч
меньше, т.е. 1423356. А бюллетеней всего значилось 122161. От
количества избирателей зависит процент проголосовавших и вывод о том,
состоялись выборы или нет в том или другом округе. Одним словом,
требовалась серьезная проверка всех документов избирательной комиссии.
Но эти документы начали уничтожать сразу же на следующий день после
выборов. Так, в Ленинском районе при участии членов штаба по выборам
были уничтожены около 100 тысяч бюллетеней утром 24
октября. Имелись и другие грубые нарушения, в том числе: -
значительная задержка - месяц - с опубликованием результатов выборов
/за месяц можно на законном основании уничтожить документы и - "концы
в воду"/; - отсутствовали результаты по округам 19 и 21; - внезапное
исчезновение участков и появление закрытых участков накануне выборов
(на избирательном округе № 4 появилось сразу 8 закрытых участков, о чем
кандидат узнал в день выборов, причем один из участков находился
внутри другого округа); - нажим на членов избирательных комиссий со
стороны представителей государственной власти края и предвзятое
отношение их к отдельным кандидатам. Например, при отчете
председателей по округам, где выборы не состоялись, 22 ноября 1994 года
начальник краевого штаба И. Лебединец открыто назвал против каких
кандидатов будут работать избирательные комиссии и какой
компрометирующий материал будет распространен через избирательные
комиссии. Имелись также более мелкие, но гораздо более
многочисленные нарушения, такие как: - неподготовленность многих
участков, отключение электроэнергии в день голосования, так что
избирателям приходилось заполнять бюллетени на столе избирательной
комиссии при свече; - сорванные по вине руководства государственных
предприятий встречи с кандидатами, например, средняя школа № 7 не
предоставила обещанный зал и 100 человек встречались с кандидатом в
коридоре; - отсутствие информации о дне и месте выборов (член
избирательной комиссии участка № 344 убеждал избирателей, что должны
быть выборы губернатора, а не Думы) и другие нарушения.
Все эти факты свидетельствуют о весьма
вероятной недостоверности результатов выборов. Подготовка к выборам и
расходование денег, отпущенных Правительством было возложено на
краевую избирательную комиссию во главе с С.Д. Князевым. Из-за плохой
работы комиссии истрачены несколько миллиардов денег
налогоплательщиков, но дело не сделано - Дума не
избрана.
Повторные выборы. Дума избрана.
15 января 1995 года
состоялись повторные выборы. Дума избрана. Треть избранных депутатов
- бывшие народные депутаты краевого Совета. Из 31 - 11 главы либо
заместители глав администрации городов и районов. Если дальше
анализировать список краевых депутатов, можно сказать: Приморье
вышло на новый уровень демократии - у власти одни начальники. Ни
одного юриста. Судите сами. Ю. Диденко, бывший депутат крайсовета,
сейчас генеральный директор холдинговой компании АО
"Далъморепродукт". А. Павлов, бывший заместитель губернатора края,
сегодня генеральный директор АО "Коммерсант". М. Чечелъницкий,
бывший заместитель губернатора, сейчас председатель комитета по
топливным ресурсам администрации края. Б. Шульгин, директор филиала
"Спасская реалбаза хлебопродуктов"... Список можно продолжать до
конца - 90 % начальников. И, вполне закономерно, что председателем
первой краевой Думы был избран заместитель губернатора И. Лебединец.
А его заместителем стал А. Прохоров, глава администрации
Надеждинского района. На первом заседании краевой Думы в конце
января именно представитель Президента РФ В. Игнатенко предложил в
председатели Думы И. Лебединца со следующей характеристикой:
"Будучи депутатом краевого Совета, Игорь Петрович всегда отстаивал
интересы приморцев. Он решал вопросы по топливно-энергетическому
комплексу, когда был вице-губернатором края. Это благодаря ему ни один
город не замерз..." В честь И. Лебединца дифирамбы произнесли: глава
администрации г. Находка В. Гнездилов, глава администрации г.
Дальнегорска Ю. Хохлов. А в письме глава администрации г. Партизанска
В. Гельвер не просто расписался в бесконечной преданности И.
Лебединцу, но при этом тонко, почти по-партийному подчеркнул его
высокие деловые, моральные и политические качества. Процедуру
любвеизлияния завершил сам глава краевой администрации Е.
Наздратенко. Он чуть ли не со слезами на глазах обцеловал Игоря
Петровича, заявив при этом: "В нынешнюю представительную власть
попали многие хозяйственные руководители. Но я надеюсь, что в отличие
от предыдущего Совета нынешняя краевая Дума не будет "бодать"
проблемы, которые ставит власть исполнительная. Надеюсь, мы будем
решать их совместно..." Игорю Петровичу были также пожелания
поменьше тащить в Думу хозяйственных вопросов из прежней своей
должности. Здесь следует признать, что Дума действительно по
большей части "хозяйственная". От этого, конечно, не уйдешь, но
главным-то становится другое: нормотворчество ? Как уже отмечалось,
среди депутатов нет ни одного юриста, и уже становится проблемой
профессиональная (освобожденная) работа в Думе. Депутаты почти
однородны не только в положении, мировоззрениях, но и
профессионально, а решать-то им придется вопросы самые разнообразные.
"Генералы" полны ума и опыта (смотря какого?), но от кропотливой
личной "камерально-исследовательской" работы давно
отвыкли. Многие в избрании председателем Думы И. Лебединца видели
доказательство ее "карманности". Но те, которые хорошо знали характеры
обоих властных особ, считали, что нужно бояться не их спевки, а
возможной "разборки". Дума - власть первая, и ее лидеру не к лицу
теперь быть парторгом или предместкома при директоре, хотя и выше его
тоже. И дело даже не в амбициях И. Лебединца (хотя и это не исключено),
а в том, что теперь он - уже не он, а Дума! Дружба-дружбой, а табачок, как
бы уж там кому ни хотелось, врозь.
Политические амбиции губернатора.
Идея экономического суверенитета и придания краю
республиканского статуса витала в Приморье давно. Однако свое
организационно-политическое оформление она получила только при
администрации Е. Наздратенко.
Впервые идея Приморской республики была оформлена в
июле 1993 г. в виде Декларации Краевого Совета о намерении ее
провозглашения. Сама идея была инспирирована краевой
администрацией. По словам бывшего председателя Краевого Совета Д.
Григоровича, идеологами Приморской республики выступали заместители
Наздратенко - А. Павлов и И. Лебединец, которые нажимали на него,
требуя соответственно ориентировать сессию и в качестве вознаграждения
предлагали ему должность президента Приморской республики. На
сессии Краевого Совета в июле 1993 года, рассматривавшей в первом
чтении проект Устава Приморского края, вопрос о суверенитете Приморья
был поставлен отдельно, причем поставлен усилиями депутатов, ранее
входивших в "группу поддержки" Наздратенко, а спустя несколько недель
оказавшихся в команде новой администрации. В первый день работы
сессии вопрос ставился предельно широко - о суверенитете вообще. И
лишь на второй день, когда стала известна позиция Президента РФ по
Уральской республике, глава администрации края заявил: следует
ограничиться вопросами экономического суверенитета. Между тем,
работа по этому вопросу продолжалась. Темы самостоятельности края,
расширения полномочий его руководства, независимости от Москвы в
полный голос прозвучали в ходе "летне-осеннего наступления
трудящихся", инспирированного руководством края. Как сообщала
приморская пресса, "идея суверенного Приморья постоянно присутствует
явно, либо законспирировано, в речах и разговорах деятелей нашей новой
администрации, звучит в городах и районах". ("Утро России", 19.10.93
г.).
Заместитель главы администрации края
и один из наиболее влиятельных людей в Приморье А. Павлов так
разъяснял в конце сентября замысел администрации: "... одновременно с
выборами в Государственную Думу провести референдум о статусе края.
До этого времени в коридорах власти будет проработан документ, который
без большой натяжки можно назвать Конституцией края, просто
называться он будет иначе, скажем, Устав, чтобы не дразнить Москву. Но
полномочия и права региона в него, похоже, закладываются немалые.
Специальная статья (или раздел) этого документа будет посвящен посту
губернатора". ("Новости", 22.09.93г.). Собранное вскоре совещание
руководства края с главами администраций городов и районов предложило
до 5 октября 1993 года утвердить положение "О референдуме
Приморского края", а до 10 октября - назначить дату референдума на 11-12
декабря. К этому времени в сейфе Наздратенко уже несколько месяцев
лежал проект Устава края, почти полностью копирующий Закон о статусе
Приморского края, который в свое время подготовил Краевой Совет для
декларации суверенитета края и провозглашения Приморской республики.
Эти планы были опрокинуты октябрьскими событиями (1993 г.) в
Москве. Отказался ли от этих планов Наздратенко или просто
выжидает удобный момент? Об этом можно судить косвенно по опеке
администрацией явно сепаратистской организации "Координационный
Совет движения за воссоединение Дальневосточной республики". Эта
организация официально зарегистрирована администрацией края и издает
свою газету "Маяк" несмотря на то, что ее цель - нарушение
территориально-государственной целостности Российской Федерации, что
носит антиконституционный характер.